I. операция Фиеско: перевязка внутренней грудной артерии ниже отхождения a. pericardiacophrenica
II. аорто-коронарное шунтирование. Суть: наложение анастомоза между аортой и КА дистальнее места стеноза КА.
Техника операции:
1. Доступ к сердцу (обычно срединная стернотомия).
2. Забор аутотрансплантантов (обычно выполняется другой бригадой хирургов, берется чаще всего реверсированная (повернутая на 180°) большая подкожная вена, внутренняя грудная артерия, реже используют лучевую, желудочно-сальниковую, левую желудочную, нижнюю надчревную артерии)
3. Канюляция восходящей аорты и полых вен с подключением аппарата искусственного кровообращения
4. Пережатие восходящей аорты с кардиоплегией
5. Наложение дистальных анастомозов аутотрансплантанта с КА
6. Снятие зажима с восходящей аорты
7. Профилактика воздушной эмболии
8. Восстановление сердечной деятельности
9. Наложение проксимальных анастомозов
10. Отключение аппарата искусственного кровообращения и деканюляция
11. Ушивание торакотомной раны с дренированием полости перикарда.
Обычно накладывается от 1 до 3 шунтов, иногда до 7, между различными отделами коронарного русла.
В настоящее время доказано, что при использовании в качестве шунта v.saphena magna, она остается проходимой 8-10 лет, а артериальные шунты функционируют 16-20 лет, поэтому лучше использовать один шунт из вены, другой из артерии.
III. маммаро-коронарное шунтирование (МКШ). Суть: наложение анастомоза путем подшивания внутренней грудной артерии (ВГА) к КА дистальнее места стеноза.
Техника операции маммарно-коронарное шунтирование:
1. Выделяем ВГА от уровня шестого межреберья до отхождения ее от подключичной артерии. Пересекаем ВГА в шестом межреберье.
2. Ветви, идущие к межреберьям и вилочковой железе, перевязываем и пересекаем.
3. Накладываем анастомоз между проксимальным участком ВГА и венечной артерией дистальнее места окклюзии. Дистальный участок ВГА перевязываем.
“+” МКШ: может выполняться без аппарата искусственного кровообращения; большее соответствие диаметров ВГА и КА; анастомоз накладывается между однородными тканями; выше линейная скорость кровотока, меньше вероятность тромбозов; накладывается только один анастомоз, меньше время операции и вероятность технической ошибки; ВГА реже поражается атеросклерозом, в ней не развивается субинтимальная гиперплазия.
“-” МКШ: имеется только две ВГА, поэтому реваскуляризация нескольких КА невозможна; выделение ВГА является более сложным чем забор аутовены; сложность наложения анастомоза из-за меньшего диаметра и тонкой стенки ВГА
В настоящее время коронарное шунтирование проводят как с аппаратом искусственного кровообращения, так и без него (миниинвазивное коронарное шунтирование на работающем сердце).
в) лазерная реваскуляризация миокарда (ЛРМ). Суть: создание многочисленных искусственных микроканалов, покрывающихся впоследствии эндотелием, в стенке левого желудочка через всю его толщу (от эпикарда до эндокарда) с помощью СО2 лазера.
Показание: те формы ИБС, при которых невозможно осуществить АКШ или балонную ангиопластику (диффузное поражение КА дистального типа, низкие функциональные резервы миокарда). ЛРМ — «шаг отчаяния».
Трансплантация сердца.
Показание: терминальная стадия декомпенсации сердечной недостаточности.
Абсолютные противопоказания: выраженная легочная гипертензия;инфекционные или другие заболевания, представляющие угрозу для жизни; повторные инфаркты легкого; инсулинзависимый диабет; возраст старше 60 лет.
Техника операции:
1. Срединная стернотомия реципиена, подключение искусственного кровообращения
2. Иссечение пораженного сердца с пересечением обоих предсердий максимально близко к предсердно-желудочковой борозде с удалением обеих ушек предсердий и оставлением части межпредсердной перегородки; пересечение аорты и легочной артерии как можно ближе к полулунным клапанам.
3. Забор донорского сердца в условиях холодовой кардиоплегии.
4. Пришивание донорского сердца реципиенту: пришивание левого предсердия, межпредсердной перегородки, правого предсердия, легочной артерии и аорты.
5. Снятие зажимов с сосудов и восстановление сердечного ритма (спонтанно или с помощью дефибрилляции)
6. Отключение аппарата искусственного кровообращения, ушивание раны, дренирование полости перикарда
Результаты исследования клинических исходов у 1000 пациентов после аорто-коронарного шунтирования показали, что при выполнении реваскуляризации по поводу многососудистого поражения предпочтительно использование правой маммарной артерии, а не лучевой артерии. Доктор Эльфрида Рутманн (Ruttmann, Медицинский Университет Инсбрука) представила результаты исследования на конгрессе Европейского общества кардиологов.
По словам Рутманн, преимущества использования в качестве коронарного шунта левой маммарной артерии в сравнении с аутовенами давно доказаны – эта методика позволяет добиться снижения частоты повторных вмешательств и улучшения выживаемости пациентов. Однако левая маммарная артерия может использоваться для шунтирования только одной коронарной артерии, чаще всего передней межжелудочковой. При этом в вопросе о том, какую артерию целесообразно использовать в качестве второго артериального шунта до сих пор имеются разногласия.
« В последнее время стало модным использовать для шунтирования лучевую артерию. Ее просто мобилизовать – с этой задачей может справиться и ассистент. Однако при использовании лучевой артерии существует высокий риск вазоспазма, к тому же, она часто поражается атеросклерозом, особенно у пациентов с диабетом» — говорит Рутманн.
Результаты крупнейшего на текущий момент исследования по сравнению клинической эффективности коронарного шунтирования с использованием двух маммарных артерий или левой маммарной и лучевой артерии показали преимущества первого метода в отношении как ближайших, так и отдаленных результатов.
Недостатком проведенного исследования является отсутствие рандомизации пациентов. В связи с этим, для подтверждения его результатов требуется рандомизированное контролируемое исследование. В настоящее время именно такое клиническое испытание проводится в Австралии.
Использование статистических методов для повышения точность результатов исследования
Рутманн с коллегами провели анализ результаты лечения 1001 пациента, которым были выполнены операции аорто-коронарного шунтирования в период с 2001 по 2010 год. Всем было выполнено многососудистое шунтирование или с использованием двух маммарных артерий, или с использованием левой маммарной и лучевой артерии. Все операции были выполнены высококвалифицированными хирургами с опытом операционной работы более 6 лет.
Из всех пациентов, включенных в исследование, 277-ми было выполнено шунтирование с использованием правой маммарной артерии, 724-ем – с использованием лучевой артерии. Также накладывалось требуемое количество венозных шунтов. Для того, чтобы уменьшить влияние на результаты исследования отсутствия рандомизации, использовался парный анализ.
Первичной конечной точкой была выживаемость пациентов, а также частота сердечно-сосудистых и цереброваскулярных осложнений.
В общей выборке, до проведения парного анализа, различий между группами по выживаемости не было отмечено, однако частота сердечно-сосудистых осложнений была ниже среди пациентов, для шунтирования у которых использовалась правая маммарная артерия (p< 0,001). После проведения парного анализы было выявлено, что использование правой маммарной артерии не только снижает количество осложнений, но и позволяет улучшить выживаемость. Лучевая артерия подвержена спазму и часто поражается атеросклеротическим процессом Рутманн считает, что более высокая частота периоперационных инфарктов миокарда при использовании лучевой артерии связана с тем, что лучевая артерия подвержена спазму. По словам одного из участников заседания, доктора Таггарта, частоту вазоспазм можно снизить, если проводить предварительную обработку лучевой артерии раствором феноксибензамина. Более высокую частоту инсультов при использовании лучевой артерии доктор Рутманн связывает с необходимостью дополнительных манипуляций на аорте при создании проксимального анастомоза. Что касается лучших отдаленных результатов при использовании правой маммарной артерии, то они могут быть связаны с тем, что эта артерия менее подвержена развитию атеросклеротического процесса, чем лучевая артерия. Это предположение подтверждается результатами ангиографического исследования, проведенного доктором Николаусом Фишером (NikolausFischler, Медицинский Университет Инсбрука). По его данным, в отдаленном периоде после аорто-коронарного шунтирования стеноз или окклюзия лучевой артерии встречается в 37,9%; в то время как маммарных артерий – в 10,2%. Стеноз или окклюзия венозных шунтов развиваются в 20,9% случаев.
Техника проведения маммарокоронарного шунтирования
Существует довольно много заболеваний, при которых, кроме иного лечения, приходится прибегать к оперативному вмешательству. Сегодня в хирургии разработано достаточно методов того, как улучшить состояние больного, если, например, это касается сердца.
Одним из распространенных видов операций является коронарное шунтирование, которое выполняется при коронарной болезни. Оно подразделяется на два вида, одним из которых является маммарокоронарное шунтирование.
Отличие состоит в том, в процессе хирургического вмешательства используется внутренняя грудная артерия, а сам процесс не изменен. Насколько необходима такая мера?
Оперативная техника данного метода довольно сложна, но интересна. После того, как проведена серединная стернотомия, хирург выделяет грудную внутреннюю артерию, включая вены и подкожную клетчатку. При этом берется уровень пятого или шестого подреберья, то есть практически область возле места отхождения от подключичной артерии. В этом месте диаметр составляет около 2,5 мм. Затем делается перевязка боковых ветвей.
Внутреннюю грудную артерию пережимают в месте ее отхождения. Это делается для того, чтобы не развился ее спазм. Затем в дистальный пересеченный конец вводится несильный раствор папаверина гидрохлорида. После этого свободный кровоток должен быть не менеемл/мин, а измеряют его путем кровопускания.
Анастомозируемый конец освобождается от наружной оболочки и окружающих тканей. Затем производится вскрытие венечной артерии продольно на 4-8 мм по передней стенке. Врач накладывает анастомоз непрерывным швом или отдельными узловыми швами. Лучше всего, если используется метод конец в конец.
Важно предотвратить перегиб грудной внутренней артерии, поэтому она фиксируется к эпикарду за окружающие ткани.
Выделяется два метода наложения анастомоза:
- Ретроградный способ. Данный метод наложения маммарно-коронарного анастомоза применяется тогда, когда диаметр грудной внутренне артерии слишком маленький, при этом имеется в виду пятое или шестое межреберье. Артерия пересекается в том месте, где она отходит от подключичной артерии. Дистальный конец анастомозируется с коронарной артерией. Это делается конец в конец или конец в бок.
- Метод «прыгающего» шунта. Он характерен для шунтирования нескольких коронарных артерий. При этом межжелудочковая и диагональная ветки шунтируются одной грудной внутренней артерией, также как и две ветки артерии огибающего типа.
При маммарокоронарном шунтировании (МКШ) пораженный, «проблемный» участок сердечной артерии «обходят» с помощью внутренней грудной артерии (маммарной артерии). Через него восстанавливается кровоснабжение ишемизированного участка миокарда.
• Маммарная артерия устойчива к развитию атеросклероза.
• Внутренняя грудная артерия поражается атеросклерозом в восемь раз реже, чем коронарные артерии.
• Эндотелий маммарных артерий выделяет простациклин и оксид азота, которые ингибируют рост и агрегацию тромбоцитов.
• Внутренняя грудная артерия не имеет клапанов и варикоза и по своему диаметру более подходит для шунтирования коронарных артерий, чем вена.
• При необходимости в увеличении кровотока маммарная артерия может увеличиваться в диаметре.
• Долговечность маммарной артерии как коронарного шунта значительно превосходит вену.
• Высокая выживаемость пациентов, имеющих хотя бы один маммарный шунт.
• Лучшая функция левого желудочка.
• Уменьшение частоты возврата стенокардии, возникновения инфаркта миокарда, сердечной недостаточности, повторных коронарных вмешательств.
• Меньший риск материальной эмболии при кальцинозе восходящей аорты.
Наряду с использованием аутове-нозных трансплантатов при операциях АКШ широкое признание получил метод маммарокоронарного шунтирования (МКШ), имеющий как преимущества, так и недостатки. К преимуществам метода МКШ можно отнести использование артериального кондуита, однородного с КА, оптимальное соотношение диаметров ВГА и КА и высокую линейную скорость кровотока.
Недостатками использования ВГА следует считать ее высокую склонность к спазмированию и тот факт, что в 25 % случаев отмечается ее малый диаметр и низкий объемный кровоток. В связи с этим перед тем как создать анастомоз между внутренней грудной и коронарной артериями, необходимо выполнить контрольное измерение объемной скорости кровотока по ВГА путем кровопускания в мерную емкость. Обыч-
но объемная скорость кровотока по ВГА варьирует от 40 до 180 мл/мин при средних значениях артериального давления в ней 50—60 мм рт.ст. [Rankir J.S. et al., 1986]. Кровоток, превышающий 40 мл/мин, считается вполне приемлемым для использования ее при шунтировании коронарных артерий малых размеров. Однако для шунтирования коронарных артерий больших размеров и при выполнении последовательных маммарокоронарных анастомозов для достижения хороших результатов необходим кровоток, приближающийся к 100 мл/мин и более. При введении папаверина в просвет артерии диаметр ВГА колеблется от 1,5 до 3,5 мм, составляя в среднем 2 мм.
Техника маммарокоронарного шунтирования (МКШ) состоит в следующем: после выполнения срединной стернотомии выделяют левую и правую ВГА на всем протяжении. Боковые ветви клипируют, лигируют или коагулируют. Предпочтительно анастомоз между ВГА и КА выполнять нитью 7/0 (рис. 5.3). Анализируя собственный опыт наложения дистальных анастомозов как с аутовеной, так и с внутренней грудной артерией, мы пришли к заключению, что предпочтительно накладывать первые швы не к «пятке» с последующим непрерывным швом с обеих сторон двумя иглами навстречу друг другу, а накладывать первый П-образный шов на боковую стенку ВГА или аутовены.
При множественной реваскуля-ризации миокарда анастомоз между ВГА и КА выполняют в последнюю очередь, после наложения аутове-нозных аортокоронарных шунтов.
Это позволяет избежать дополнительной травмы ВГА. Для увеличения объема прямой реваскуляризации миокарда (т.е. числа шунтированных сосудов) с использованием ВГА применяют последовательное, или секвенциальное, МКШ (рис. 5.5). МКШ чаще всего производят для шунтирования ПМЖВ и ДВ. При использовании ВГА для последовательного шунтирования коронарных артерий in situ ее диаметр должен быть не менее 2—2,5 мм, кровоток — 100 мл/мин и более, она должна быть достаточной по длине, чтобы без натяжения достигнуть места дистальных анастомозов.
При последовательном шунтировании ПМЖВ и ДВ используют параллельную технику, однако при шунтировании комбинации ОВ и краевых ветвей, когда угол между проксимальным (первым) и диста-льным (вторым) анастомозами составляет 90°, используют так называемый анастомоз диамонд. При
этом следует учитывать, что слишком большая артериотомия приводит к характерному стенозу в виде крыльев чайки, описанному C.M.Grondin и др. Во избежание этого зоны коронарных артерий с выраженным кальцинозом нельзя шунтировать при помощи анастомоза бок в бок; нельзя также выполнять их при интрамиокардиаль-ном расположении коронарных артерий, так как ВГА может перегибаться при выходе из глубокой миокардиальной борозды.
При ВГА для двух или трех анастомозов необходимо избегать ее сильных изгибов, которые значительно снижают кровоток в дис-тальные артериальные сегменты. Следует отметить, что увеличенные в объеме легкие во время операции могут сместить ВГА медиально и привести к ошибке при ориентировке ВГА.
Непосредственные результаты аортокоронарного шунтирования. Большой опыт, накопленный более чем за 30-летний период использования КШ в лечении ИБС, постоянное совершенствование хирургической техники, методик анестезиологического и реаниматологического пособия, а также перфузио-логии позволили существенно снизить риск операции и добиться положительных результатов хирургического лечения.
По данным разных авторов, в группе пациентов старше 65 лет без выраженных нарушений сократительной способности ЛЖ риск операции составляет не более 1 %, а для пациентов моложе 65 лет с ФВ
менее 35 % — не превышает 5 %. Частота периоперационного инфаркта миокарда колеблется от 2,2 до 5,0 %, кровотечения в послеоперационном периоде возможны у 2,2 % больных, нарушения ритма сердца, в том числе фибрилляция желудочков (ФЖ), встречаются с различной частотой — от 3 до 31 % случаев, а необходимость в ино-тропной поддержке в послеоперационном периоде возникла у 34 % больных [CartierR., 1966, 1998].
Неврологические расстройства — наиболее часто встречающееся осложнение после операций с ИК: их частота составляет от 0,4 до 80 % [Mora C.T., 1995]. Тяжесть неврологических осложнений варьирует от легкого нарушения тонких психических функций до очаговых неврологических расстройств, ступора и комы.
При этом летальность при первом виде мозговых осложнений достигает 10 %, а во втором — 21 %. Наиболее вероятной причиной развития неврологической симптоматики после операций, выполненных в условиях ИК, является микроэм-болизация. Частота развития послеоперационных осложнений напрямую зависит от длительности проведения ИК.
Так, при продолжительности ИК более 180 мин, отек мозга возникает у 14,3 % больных, при ИК в пределах 150—180 мин — у 4 %, а при ИК менее 150 мин мозговых осложнений не наблюдалось. Согласно последним данным Дьюкского университета, около 50 % пациентов, перенесших операцию КШ в условиях ИК, впоследствии страдают слабоумием.
Частым осложнением (1—4 %) после операций КШ является меди-астинит. В исследованиях, проведенных J.Braxton и соавт. (2000), были детально изучены причины и факторы риска медиастинита. По утверждению авторов, наибольшему риску развития этого осложнения подвержены пациенты, которым операция выполнялась в экст-
Диагностический указатель
Цель операции
Понятно, что операцию назначают только при необходимости, Дело в том, что из-за атеросклеротических бляшек, образующихся в артериях, которые снабжают сердце кровью, сужается их просвет, что приводит к серьезным последствиям. Нарушение кровоснабжения способствует повреждению и ослаблению миокарда, потому что он перестает снабжаться необходимым для нормальной работы количеством крови.
В результате этого при физической нагрузке человек чувствует развитие стенокардии, то есть боли в грудной клетке. Однако это еще не самое худшее последствие.
Недостаток кровоснабжения может вызвать инфаркт миокарда, то есть его омертвение, что угрожает жизни больного.
Надо признать, что ИБС – самая распространенная и опасная патология, которая не щадит ни женщин, ни мужчин и при бездействии или слишком позднем обращении часто приводит к летальному исходу.
Однако для проведения маммарокоронорной операции есть специальные показания:
- пациенты, которые ранее столкнулись с флебэктомией;
- тромбоз коронарных шунтов, наложенных ранее;
- повторные операции реваскуляризации;
- пациенты, у которых выражено варикозное расширение вен.
Конечно, для того, чтобы определить, насколько обоснованы показания к данному оперативному вмешательству, необходимо провести ангиографию подключичной артерии.